БУДУЩЕЕ РУЛЕВОГО КОЛЕСА.

БУДУЩЕЕ РУЛЕВОГО КОЛЕСА.

Его форма и функции постепенно менялись на протяжении десятилетий, но в цифровую эпоху и с развитием автономного вождения рулевое колесо ожидает настоящая революция. Компания MINI Switzerland вместе с ECAL, университетом искусства и дизайна в Лозанне, поставила своей целью изучить, как этот важный предмет может стать проще, меньше и умнее.

Рулевое колесо. Это первый предмет, которого вы касаетесь, сев на сиденье водителя, но большинство людей не уделяют ему достаточного внимания. Да и зачем? Ведь один руль мало чем отличается от другого. Вид, функции и форма руля обычно идентичны у всех серийных автомобилей. Да, со временем возможности рулевого колеса расширились. Оно позволяет управлять радиоприемником, звуковым сигналом, круиз-контролем, автомобильным телефоном, а в непосредственной близости от него находятся рычажки управления стеклоочистителями и указателями поворота. Но при этом никто не ожидает от него никаких сюрпризов.

В скором времени эта ситуация изменится.

В цифровую эпоху развитие технологий, связанных, например, с электрификацией и автономным вождением, радикально изменит взаимоотношения между водителем и автомобилем – достаточно посмотреть на наш MINI Vision Urbanaut. Но как этот
всплеск инноваций изменит, например, рулевое колесо в будущих автомобилях MINI? Как изменится его функциональность и эстетика? Именно это и поставила своей целью выяснить MINI Switzerland в рамках совместного дизайнерского проекта с ECAL, университетом искусства и дизайна в Лозанне. Молодым дизайнерам со всего мира было предложено представить свое видение многофункционального рулевого колеса будущего. Это совместное начинание получило поддержку дизайнерского подразделения MINI в Мюнхене, а напутствовал участников Кристиан Бауер – главный дизайнер интерьеров MINI. «Сегодня главная задача рулевого колеса
заключается в управлении и обеспечении безопасности. Другие факторы имеют вторичный характер», – отмечает Бауер. Однако студенты должны представить, что произойдет, когда этот статус-кво поменяется.

Стена

Для Бауера такие проекты имеют исключительно высокую ценность, так как он и его команда всегда ищут взгляд со стороны – особенно будущих клиентов. «Сегодня наши действия ограничены требованиями безопасности, эргономики и комфорта. Сейчас сложно внести какие-либо серьезные изменения. Главное значение для нас имеют внешний вид и растущее число дополнительных функций. Поэтому в основном мы черпаем вдохновение в мире смартфонов, архитектуры, мебели и промышленного дизайна. Но автономное вождение поменяет все».

«Вопрос в том, как мы можем сформировать или изменить наши взаимоотношения с автомобилями будущего? Как я могу установить взаимоотношения с моим автомобилем в условиях, когда рулевое колесо оказывается ненужным? Рулевое колесо должно предлагать новые ощущения, чтобы им пользовались – ведь руль теперь не будет обязательным элементом оснащения», – говорит Бауер. Это те вопросы, на которые MINI хочет найти ответы, и именно идеи студентов являются при этом источником вдохновения.

Результаты оказались действительно вдохновляющими. С 14 по 21 мая в павильоне MINI в ходе Мюнхенской недели креативного бизнеса были представлены 19 различных работ. Мы выбрали шесть из них и встретились с Кристианом Бауером, который помог нам понять, почему эти новые видения будущего оказались столь захватывающими и как они помогают MINI пересмотреть свои представления о дизайне рулевого колеса будущего. Загляните в будущее и познакомьтесь со всеми работами ниже.

Мы сгруппировали отобранные работы в три различные категории, основываясь на том, как они переосмыслили дизайн рулевого колеса.

Талант
Цубаса Кошиде: рулевое колесо MINI NYAN для MINI.
Цубаса Кошиде: рулевое колесо MINI NYAN для MINI.

«ЗАМУРЧАТЕЛЬНЫЙ СПУТНИК!»

Когда воображение свободно от любых предвзятостей, результаты могут стать почти художественными. Это, безусловно, относится и к спутнику, придуманному Цубасой Кошиде и напоминающему мохнатую зверушку. Он действительно такой: милый маленький плюшевый друг, который будет сопровождать вас в пути. Опираясь на игривый характер MINI, Кошиде создала рулевое колесо, которое переосмысливает понятие удовольствия от вождения в эпоху беспилотных автомобилей. «Это настоящее откровение, – говорит Кристиан Бауер. – Эмоциональность продукта очень важна для MINI, и это очень смелый, симпатичный и свежий подход. Ни один другой бренд не смог бы использовать плюш в качестве колеса». Но помимо своего неожиданного характера, MINI NYAN – словом «nyan» в японском языке передается мяуканье кошки – пытается переосмыслить отношения между автомобилем и водителем. «Идея заключается в том, чтобы люди чувствовали себя более комфортно – ведь рулевое колесо виляет хвостом, мурлычет и т. д.», – говорит Кошиде. А кто бы не хотел иметь маленького пушистого друга в качестве спутника в долгой поездке?
Линии
Данпен Кай: дизайн рулевого колеса для MINI.

«ВМЕСТО ПОВОРОТА РУЛЕВОГО КОЛЕСА – ПОВОРОТ ВИНТА».

Что если рулевое колесо могло бы становиться таким, каким вы хотите его видеть? Таким вопросом задался Данпен Кай. «В будущем рулевое колесо будет не обязательным, оно станет скорее дополнительным аксессуаром», – объясняет он. Поэтому он придумал специальный винт, который может легко превратить любой объект в рулевое колесо, позволяя управлять автомобилем с помощью технологии захвата движения или других новых решений. Рулевое колесо может стать полноценным инструментом для самовыражения, делая вождение (если оно действительно необходимо) более индивидуальным. Этим решением Кристиан Бауер был впечатлен не в меньшей степени: «Это очень простая идея, которая при этом обеспечивает максимум возможностей персонализации. Это полностью в стиле MINI. Водитель может придать своему автомобилю больше индивидуальности в соответствии со своим текущим настроем. Он сам создает свое пространство внутри автомобиля, поднимая индивидуализацию на новый уровень». И если такое можно сделать с рулевым колесом, почему бы не превратить в своего рода холст для водителя весь салон автомобиля?
«ВМЕСТО ПОВОРОТА РУЛЕВОГО КОЛЕСА – ПОВОРОТ ВИНТА».
Эстетика
Ким Юсон: дизайн рулевого колеса для MINI.
Ким Юсон: дизайн рулевого колеса для MINI.

«МЕНЬШЕ – ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ».

Далее мы предлагаем пару проектов, которые исследуют эстетическую природу рулевого колеса и помогают понять, как внешний вид объекта может определять его функции. Ким Юсон обратился к теме усилителя руля, облегчающего управление автомобилем, и представил себе следующий логический шаг. Что если в будущем между рулевым колесом и остальной частью автомобиля не будет физической, механической связи, а останется только цифровая? Понадобятся ли вам большие, громоздкие рули, которые надо вращать двумя руками, если вождение будет в основном автономным? Скорее всего, нет. Вдохновившись своими очками в тонкой оправе, Ким разработал очень элегантный дизайн рулевого колеса. «Оно действительно минималистичное, тонкое и легкое, – говорит Ким. – И оно сильно отличается от обычного руля. Достаточно легкого прикосновения к нему, чтобы управлять автомобилем». Кристиан Бауер согласен с ним: «С эстетической точки зрения это невероятно чувственное решение, позволяющее создать нечто крайне элегантное из твердых, жестких материалов. И оно столь же деликатно и в использовании – для поворота достаточно движения одного пальца, а остальное сделает сам автомобиль».
Линии
Каролин Шельке: дизайн рулевого колеса для MINI.

МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО.

Устойчивое развитие определяется не только тем, какая энергия приводит автомобиль в движение, но и тем, из чего этот автомобиль сделан. Как считает Каролин Шельке, решением во многих случаях мог бы стать лен. «Лен – это прекрасный материал, потому что у него очень прочная структура. Если уложить его волокна поперечно и заполнить пространство биокомпозитным материалом, то он приобретает прочность, как у карбона, алюминия или даже стекловолокна, широко применяемых в автомобильной промышленности. Карбон и алюминий – легкие, но требуют для своего производства в шесть раз больше энергии, чем сталь, что сводит на нет экономию энергии после их производства. […] Кроме того, лен поглощает вибрации, что делает его еще более пригодным для использования в салоне автомобиля». Кристиан Бауер видит и другие преимущества этой конструкции: «Лен – это не просто материал. Сама его суть определяет эстетику [сделанного из него] объекта. Он делает устойчивое развитие зримым благодаря своей структуре и внешнему виду». Тем самым водители смогут почувствовать принципы устойчивого развития, буквально прикоснуться к ним. Это станет важной частью физических, тактильных и визуальных ощущений от автомобиля.
Каролин Шельке: дизайн рулевого колеса для MINI.
Новая функция
Ким Юсон: дизайн рулевого колеса для MINI.
Мануэль Стеффан: дизайн рулевого колеса для MINI.

ОТДАТЬ КОНЦЫ.

Если, посмотрев на это рулевое колесо, первым, о чем вы подумали, было: «Секундочку, кажется, я уже видел нечто похожее на яхте» – вы не очень далеки от истины. Стеффан считает, что благодаря автономному вождению, освобождающему нас от утомительного управления автомобилем, мы можем сосредоточиться на том, чтобы сделать его как можно более захватывающим. Поэтому его рулевое колесо имеет только одну цель – доставлять неослабевающее удовольствие. «Первоначальная идея заключалась в том, чтобы трансформировать вращательные движения рулем во что-то более непосредственное, похожее на управление велосипедом. Я подумал, что в качестве отправной точки можно было бы использовать различные виды спорта – например, гонки на самодельных машинках, парапланеризм, греблю, виндсерфинг, водные лыжи и даже скачки – и сделать управление более увлекательным и захватывающим, позволяющим почувствовать процесс, так сказать, укрощения мощи автомобиля. Или, как разъясняет Кристиан Бауер: «Благодаря этому решению использование рулевого колеса превратится из необходимости в предмет вожделения – ведь оно станет источником радости! Это еще один совершенно новый способ взаимодействия с автомобилем». В этом Бауер видит большой потенциал: «Когда управление доставляет новые положительные эмоции, это может стать решающим фактором. Ведь в противном случае автоматизированное вождение сделает руль ненужным, и поездки будут скучными. Мы должны вдохнуть в мобильность новую жизнь, привнести в нее новые смыслы».
Линии
Джакомо де Паоли: дизайн рулевого колеса для MINI.

YOUR MINI. Я МОГУ ОТВЕЗТИ ВАС.

«В условиях мобильности будущего вы перестаете быть водителем и становитесь пассажиром. Я создавал нечто характерное для MINI и постарался установить дружеские отношения между объектом и его пользователем», – говорит Джакомо де Паоли. Так же это видит и Кристиан Бауер: «Это минималистичный и визуально сфокусированный способ отразить трансформацию взаимоотношений между автомобилем и человеком на месте водителя». Голосовое управление уже активно используется в автомобилях, но превращение всего автомобиля в мобильного помощника, управляемого голосом, поднимает автономное вождение на совершенно новый уровень. Проект де Паоли YOUR MINI не только расширяет функциональность голосового управления, но и является попыткой придать ему больше индивидуальности.
Джакомо де Паоли: дизайн рулевого колеса для MINI.
Стена
Если какой-либо из представленных здесь проектов получит дальнейшее развитие, это потребует проработки множества новых моментов. Кристиан Бауер объясняет, что в процессе разработки дизайнерам и инженерам пришлось бы разбираться, что делать с кнопками, выключателями и дополнительными функциями: «Как быть с подушками безопасности, как подать сигнал, что с ними все в порядке? Как быть с регулярно задействуемыми системами (стеклоочистители, указатели поворота и т. д.)? В некоторых случаях нам пришлось бы даже задаться вопросом, куда водителю девать свои руки. Чтобы найти решения и проверить, как можно изменить взаимодействие с системами и управление ими, необходимо создать множество физических моделей – потому что на нас лежит ответственность за эффективность и безопасность конечного результата наших разработок». Что ж, посмотрим, будет ли реализована какая-нибудь из этих работ через пару лет.